Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66845 от 15 августа 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

В Волгоградской области развивается помощь семьям, воспитывающим особенных детей

В Волгограде работает государственное  бюджетное учреждение   для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения». Сегодня мы расскажем о его работе и условиях, созданных для оказания помощи детям-инвалидам подробнее, возможно, эта информация окажется крайне полезной кому-то из наших читателей.

Наш корр.: В нашем регионе, как и в других, проживает немало семей, воспитывающих детей-инвалидов или детей  с ограниченными возможностями здоровья. Появление в семье такого ребёнка меняет  привычный уклад жизни в семье: родители  порой затрудняются в определении своей роли, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребёнку нормально развиваться и обучаться.  В связи с возникающими проблемами такая семья может оказаться одинокой, изолированной от общества. Скажите, пожалуйста, какие условия  созданы  в Волгоградской области   для  оказания помощи  таким детям и семьям?

 (Тетерук Марина Анатольевна, заместитель председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области):

Вопросу оказания помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ в нашем регионе уделяется большое внимание: на базе многих образовательных учреждений открыты консультационные пункты, создаются специальные условия для оказания поддержки семьям.

            Однако семьи, воспитывающие детей с ОВЗ раннего возраста, не имеющие навыков ухода и воспитания таких детей, порой оказываются  без поддержки. Практика показывает, что, чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, чем раньше начата коррекция, тем больше вероятность для успешного разрешения трудностей развития такого ребёнка. В связи с Концепцией развития  ранней помощи в Российской Федерации на период 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года № 1839-р, этот вопрос стоит особенно остро.

В 2019 году комитет образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области стал победителем конкурса комплексов мер субъектов Российской Федерации по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей, проведенного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Целью комплекса мер является создание условий для сохранения семейной среды развития и воспитания детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация Комплекса мер предусматривает межведомственный подход: в ней примут участие 16 образовательных учреждений, 9 учреждений социальной защиты населения и 18 учреждений здравоохранения. Создание сети опорных школ на базе образовательных организаций в муниципальных районах Волгоградской области сделает такую помощь ещё более доступной для нуждающихся семей.

Ресурсным центром по оказанию ранней помощи является ГБУ Волгоградский ППМС-центр. Он находится в Кировском районе Волгограда по адресу: ул. 64-й Армии, 111а. Позвонить туда можно по телефону: 66-04-72, 44-00-40.  

 Наш корр.: Поясните, пожалуйста,  каковы   функции ресурсного центра?

 (Судакова Наталья Александровна, директор ГБУ Волгоградского ППМС-центра):

 Ресурсный центр будет участвовать в разработке нормативно-правовых документов,  издавать методические пособия, обучать  специалистов   служб по оказанию  помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ раннего возраста, опорных школ, созданных в образовательных организациях региона, новым технологиям и методикам, помогать  семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ.         

В рамках Комплекса мер будет разработана комплексная программа развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с ранним детским аутизмом, расстройствами аутистического спектра "Академия Мэри Поппинс", которая будет реализовываться  как в ресурсном центре, так и в опорных школах.  

Комплексная программа "Академия "Мэри Поппинс" состоит из циклов следующих мероприятий: «Мэри Поппинс информирует» обеспечит консультационную и методическую помощь родителям с учётом нозологий их детей; «Мэри Поппинс приглашает кому от 0» поможет создать сеть родительских клубов семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью. Реализация индивидуальных развивающих программ для детей с различными нозологическими нарушениями предусматривает мероприятия цикла «Мэри Поппинс на час». Неоценимую помощь родителям окажет «Волшебный ридикюль Мэри Поппинс», предусматривающий творческие мастерские и мастер-классы с целью снятия психоэмоционального напряжения, обучение способам изготовления игрушек, игр, книжек  для детей своими руками. Цикл «Мэри Поппинс приглашает» поможет интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников, а принятию верного решения отчаявшимся родителям, имеющим намерение передать детей в детский дом, будут способствовать мероприятия цикла с тревожным названием «Внимание! Не торопись! Остановись! Задумайся! Мэри Поппинс предупреждает!».

В рамках реализации программы запланированы мероприятия как для детей, так и для родителей. Предусмотрено использование различных методов и приемов работы: семинары-практикумы, занятия с элементами тренинга, совместные практические занятия мамы и малыша и многое другое. Для повышения эффективности занятий и мероприятий в ближайшее время ГБУ Волгоградский ППМС-центр будет оснащён современным интерактивным оборудованием.

 Наш корр: Хотелось бы знать, какие специалисты у вас работают, какая у них квалификация и опыт работы?

 (Кошенскова Светлана Алексеевна, методист ГБУ Волгоградского ППМС-центра):

В нашем учреждении работают педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги, имеющие высшее профессиональное образование и опыт работы с детьми с нарушениями в развитии. Они окажут комплексную поддержку как детям на ранних этапах их жизни, так и родителям.

Специалисты  регулярно повышают уровень своих профессиональных знаний в профильных учреждениях других регионов, на стажировочных площадках, например, обучаясь в Институте раннего вмешательства г. Санкт-Петербурга. Полученные знания и умения, освоенные новые технологии работы с семьей и детьми с ограниченными возможностями здоровья они передают специалистам Волгоградского региона.

Наш корр.: Расскажите, пожалуйста, как будут организованы занятия с детьми ?

 (Акимова Светлана Анатольевна, педагог-психолог ГБУ Волгоградского ППМС-центра): Занятия будут проводиться квалифицированными специалистами. Специализированные программы (например, лекотека) включают игры и упражнения, интересные и полезные для детей, с обязательным учётом их индивидуальных особенностей, заболевания, настроения. Эти занятия помогут улучшить состояние каждого ребёнка и скорректировать его развитие.

 Ещё раз обращаю внимание на то¸ что это будут мероприятия как для детей, так и для родителей с использованием  различных методов и приемов работы и с использованием интерактивного оборудования: лекотеки, сенсорно-тактильных наборов, интерактивного развивающе-коррекционного комплекса с видеобиоуправлением, мягкого оборудования, интерактивной песочницы и других.

 Наш корр.: Зачем  малышу  нужен дефектолог?

 (Кошенскова Светлана Алексеевна, методист ГБУ Волгоградского ППМС-центра):

Дефектолог – это педагог, который поможет вашему малышу познать все то, что ребенок не может усвоить в силу индивидуальных особенностей развития. Если медики руководствуются принципом «не навреди», то дефектологи следуют правилу «не опоздай». Специалисты ГБУ Волгоградского ППМС-центра готовы начать работу уже с момента выявления нарушений у ребенка. 

При речевых, зрительных и интеллектуальных патологиях дефектолог специализируется на ведущем нарушении.

Дефектолог работает, прежде всего, над мышлением ребенка, над его способами познания мира, над вниманием и восприятием речи. В отличие от логопеда, он не исправляет дефекты произношения, а лишь помогает малышу высказывать свои мысли.

Так, например, логопед не будет учить с ребенком цвета, он будет проговаривать их названия, стремясь к правильному произношению, в то время как задача дефектолога – ознакомить малыша с цветами и выучить название каждого из них.

Терпение, искренняя заинтересованность родителей и специалистов способствует достижению долгожданного результата.

 Наш корр.: Нашей  дочери исполнилось два года и  у нее выявлены нарушения развития. Мы ее очень любим, но меня постоянно  мучает чувство вины, которое я испытываю перед ребенком. Иногда я не понимаю, чего хочет ребёнок, злюсь на него, а потом сама плачу: почему это случилось именно в нашей семье? Мы давно уже не ходим в гости, и к нам друзья перестали ходить тоже. И я, и муж чувствуем, что так долго продолжаться не может. Могут ли ваши специалисты помочь нам справиться с этой ситуацией?

 (Исаевская Ольга Валерьевна, педагог-психолог ГБУ Волгоградского ППМС-центра):

Мы приглашаем Вас в службу ранней помощи. Чтобы решить проблемы семьи, мы вместе с Вами составим индивидуальную программу сопровождения, где обязательно учтём особенности развития ребенка и его эмоциональное состояние, разработаем  для него  соответствующий комплекс занятий.

В помощи нуждаетесь и Вы с мужем. Что может дать ребенку родитель, постоянно пребывающий в состоянии стресса, испытывающий то чувство стыда, то чувство вины или гнева, возможно махнувший на себя самого рукой, отказавшийся от светлых надежд, оградившийся от общества? Человеческие ресурсы ограничены.  Вам также будет оказана психологическая помощь и Вы поймёте, что и в вашей ситуации вы вполне можете и должны остаться любящими, психологически здоровыми родителями, способными строить положительные перспективные связи с обществом, адаптироваться к этой жизни, жить. В работу с семьей при необходимости могут быть включены все ее члены, так как наша задача заключается в укреплении ресурсов всей семейной системы.

Кроме того, не забывайте, что семей, где также воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, немало. Познакомившись и подружившись с ними, став членом  клуба или группы родительской взаимопомощи, Вы обретёте единомышленников, почувствуете дополнительную поддержку и помощь.

Содействие  формированию родительского сообщества из числа семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, также входит в наши планы.

 Наш корр.: Моему внуку 2 года. Я вспоминаю, как росли мои дети и мне кажется, что он развивается как-то не так. Где и как  мы можем получить консультацию?

 (Исаевская Ольга Валерьевна, педагог-психолог ГБУ Волгоградского ППМС-центра)::

В нашем центре создана служба по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающим детей от 0 до 3 лет.  В рамках программы «Академия Мэри Поппинс» специалисты службы проводят диагностику, определяют сильные и слабые стороны развития ребенка, при необходимости разрабатывают индивидуальную программу развития,  и проводят коррекционные занятия с использованием нового современного оборудования. А если есть необходимость, то в рамках домашнего визитирования специалисты могут  выехать к Вам на дом в Волгограде.

 

Центр оснащен новым современным оборудованием:

ü        Комплекс Лекотека;

ü        Интерактивная песочница – умный стол «Домик»;

ü        Звуковой коврик «День и ночь»;

ü        Вибромузыкальный сухой бассейн;

ü        Сенсорно-тактильные наборы;

ü        Логоигры;

ü        Мягкое оборудование «Путаница».

Ждем Вас по адресу:

ГБУ Волгоградский ППМС-центр

г. Волгоград, ул. 64-й Армии, 111 а

Телефон: 66-04-72, 44-89-65

Сайт: ppms.ucoz.ru

Инстаграм: ppms_vlg  

Листовка
1
4
3
5
6
7