Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66845 от 15 августа 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

В последнее время в средствах массовой информации постоянно появляются противоречивые данные о том, что происходит в сфере борьбы с наркотиками во время пандемии, в режиме самоизоляции.  

По данным от ведущих наркологов страны потребление психоактивных веществ в период самоизоляции претерпело ряд особенностей. Так, главный нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн проинформировал, что потребление наркотиков в России в период самоизоляции снизилось. Это связано как с временным закрытием публичных мест и ночных клубов, являющихся зачастую, по его словам, «рассадниками потребления наркотиков», так и сложностью доставки из-за повышенной активности и бдительности сотрудников полиции, пресекающих любые всевозможные трафики наркотических средств, а также введение на территории страны пропускной проездной системы. Это привнесло «дополнительные сложности» в незаконный оборот наркотиков.

На сегодняшний день в патрулировании с целью контроля за самоизоляцией задействованы почти все службы, в том числе офицеры наркоконтроля. Вынужденная мера не отвлекает от борьбы с наркодилерами: сотрудники ежедневно изымают запрещенные вещества. В зоне контроля, в том числе, и водители транспортных средств, перемещающиеся на длительные расстояния.

Согласно информационным службам, после закрытия границ из-за коронавируса героин, кокаин и марихуана из-за рубежа практически прекратили поступать в Россию. Но в этих условиях криминалитет делает ставку на синтетические наркотики, которые часто таят в себе еще большую опасность для здоровья человека.

«Карантинные мероприятия», кризис на рынке услуг наркодилеров вынудил искать пути найма дополнительных курьеров («кладменов»). Сообщения с предложением «простого заработка» рассылаются в соцсетях и мессенджерах кому попало. Владельцы торговых площадок стараются максимально вовлечь в сбыт наркотиков детей. Им сулят значительные доходы и инструктируют о том, что нужно говорить в случае поимки на месте. Уверяют, что в силу юного возраста им ничего не грозит, хотя это и не так в действительности.

По сведениям оперативных служб полиции, сейчас оценка уровня потребления происходит не столько по числу задержаний, сколько по информации из медучреждений о числе поступающих с «передозировкой». Пока мы видим спад таких случаев. Но среди них попадаются и подростки.

В условиях угрозы пандемии всем школьникам сейчас организовано дистанционное обучение, у каждого имеется интернет ресурсы, и наркобизнес тоже пользуется данными возможностями (бизнес есть бизнес). На просторах Интернета многократно возрос поток информации о распространении запретного товара и предложений сбыта наркотиков.

Поэтому, в период самоизоляции, необходимо уделять повышенное внимание проблемам подростков с риском аддиктивного поведения.

К сожалению, сейчас в Интернет-пространстве ведется агрессивная пропаганда немедицинского потребления наркотиков. Блокировать быстро «наркосайты» не всегда удается быстро, а противодействовать этому и разъяснять детям что хорошо и плохо в режиме реального времени медицинскими службами и другими субъектами профилактики не представляется возможным.

В образовательной среде у нас достаточно эффективно работает комплексная межведомственная система профилактики немедицинского употребления психоактивных веществ, и подавляющее количество детей постоянно находится под контролем педагогов, психологов, социальных работников и др., но в режиме самоизоляции эти факторы отсутствуют, сейчас дети предоставлены сами себе, один на один с компьютером. Накопившиеся психологические проблемы сами в самоизоляции не исчезнут, а оказание реальной психологической помощи затруднено из-за режима ограничений.

Приостановлены мероприятия по решению ряда основных задач государственной антинаркотической политики, в том числе раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, посредством ежегодной диспансеризации, тестирования, организации и проведению профилактических мероприятий в организованных (трудовых и образовательных) коллективах, в особенности с группами риска немедицинского потребления наркотиков.

Из действующей силы, способной помочь подростку в решении своих психологических проблем, сегодня остаются только родные и близкие, проживающие рядом с несовершеннолетним.

В каком возрасте и как нужно начинать «серьезно» разговаривать с ребенком по проблеме психоактивных веществ (ПАВ)?

Родителям не стоит ждать момента, когда они напрямую столкнутся с проблемой. Им необходимо с раннего возраста создавать атмосферу доверия и открытого обсуждения «волнующих» тем до наступления сложного подросткового возраста. В разговоре с ребенком о наркотиках, алкоголе, рискованном поведении необходимо придерживаться рекомендаций психологов.

Важно соблюдать ряд условий, которые помогут установить контакт с ребенком и сделать эффект беседы максимальным.

Важно найти подходящий момент для беседы. Но чаще всего подростки уже знают, что наркотики – это опасно.  Лобовая атака: «А ну-ка давай я расскажу тебе, сынок, о вреде наркотиков» - не будет иметь успеха.

Лучше это сделать, просмотрев фильм, передачу, где затрагивалась эта тема, или обсудить статью в журнале;

Разговаривайте с ребенком на равных;

Не нужно превращать беседу в скучную лекцию, разбавленную нравоучениями, где ребенок выступает в роли пассивного слушателя. Лучше, если это будет обмен мнениями, в котором родители уважительно и тактично могут повлиять на взгляды подростка;

Во время беседы не стоит критиковать в грубой форме друзей ребенка;

Не стоит заведомо преувеличивать или приукрашивать опасность приобщения к ПАВ. Это вызывает лишь недоверие подростка к сведениям, получаемым от взрослых, и формирует представление об их некомпетентности (информация все равно будет проверена у знакомых, в интернете и т.д.);

Родители должны в разговоре акцентировать внимание, что приобщение к алкоголю или наркотикам может помешать в реализации значимых для подростка планов;

Не стоит разбрасываться угрозами и обещаниями наказаний, т.к. сама угроза может стать провокацией; «Интересно, выполнят или нет родители свои обещания?» Для подростка стремящегося показать свою взрослость большее значение будет иметь доверие, высказанное к нему: «Меня очень огорчит, если ты решишься на столь неразумный поступок, но я верю, что ты в состоянии сам принять правильное решение»;

Не стоит говорить подростку информацию, которая не способствует формированию отрицательного отношения к ПАВ (если этого не требует конкретная ситуация);

Обсуждая проблему, пусть ребенок сам сделает вывод и примет решение;

Задача бесед с ребенком будет считаться выполненной, если он поймет, что безопасных ПАВ не существует; даже эпизодическое употребление ПАВ может привести к зависимости; алкоголь и наркотики - не способ решения возникающих проблем.

Еще хочется обратить внимание родителей в период самоизоляции на то, что следует пристально отслеживать историю использования интернет-трафика детьми, «посещение» проблемных сайтов, общение с новыми знакомыми в мессенджерах, контролировать вечерние перемещения детей-старшеклассников. Если родителям не удается по каким-либо причинам спокойно и откровенно поговорить с ребенком по вопросам, связанным с употреблением ПАВ, то необходимо обратиться за помощью к специалистам.

ГБУЗ «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» после завершения режима самоизоляции проконсультирует и даст необходимые рекомендации по вопросам общения с ребенком на «трудную» тему.

Консультацию специалиста можно получить и по телефону горячей линии 89610916833.

Листовка
1
4
3
5
6
7