Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66845 от 15 августа 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Кузнечное ремесло - одно из первых, которое освоил человек. Оно уходит корнями в глубину веков: самые ранние находки выкованных или штампованных предметов относятся к IV-IIIтысячелетиям до нашей эры.

Профессия кузнеца была уважаемой и востребованной во все времена. Несмотря на технический прогресс, оказывается, что спрос на ковку и литье есть и сейчас. Все дело в эстетической красоте и долговечности таких изделий.


Людей, владеющих навыком подчинять себе огонь и металл, не так много. Поэтому, когда мы узнали, что в станице Пугачевской работает настоящая кузница, поспешили договориться о встрече с мастером, чтобы увидеть, как из куска металла рождается чудо.

Петербуржец Степан Герасимов загорелся идеей освоить кузнечное дело сразу же, как только соприкоснулся с ним. Пятнадцатилетний юноша решил постигать ремесло не в стенах учебного заведения, а в кузнице, у опытного мастера. Когда наставник подтвердил, что у него есть неплохие задатки и художественный вкус, радости молодого человека не было предела. Дополнительные знания он получил на курсах в художественно-промышленной академии им. Штиглица.

- Опытный кузнец может сделать из металла все, что угодно, - делится Степан. - Это ремесло хорошо тем, что не имеет никаких границ, кроме твоей фантазии и способностей. Самое главное - не останавливаться на достигнутом, работать над собой. Тогда можно будет выковать все, от самого громоздкого до художественно тонкого изделия.

Как же житель северной столицы оказался в нашей станице? Ответ простой: по приглашению председателя ТОСа «Пугачевский» А. А. Морскова. В прошлом году благодаря выигранному гранту в поселении построили кузницу и несколько производственных цехов. Не хватало только мастера.

- Приглашение оказалось как нельзя кстати, - продолжает С. Герасимов. - Из-за пандемии многие петербуржцы перебрались за город. Получается, я не стал исключением. К жизни на земле меня тянуло давно. А тут такая замечательная возможность. Вот и не стал ее упускать.

 Какие ассоциации рождаются у нас при слове «кузница»? Наверняка это жар, дым и звуки тяжелых ударов молота по наковальне. Однако когда мы пришли в небольшое помещение на территории филиала историко-краеведческого музея, здесь было холодно. Но ненадолго: до тех пор, пока не развели огонь в горне.

- Кузница еще не завершена, но работать можно, ведь есть самое важное: горн и наковальня, - говорит мастер. - Сейчас используются электрические, газовые горны, что значительно облегчает нашу работу. Температуры достаточно высокие, чтобы плавить металл. Моя большая гордость - наковальня, которая весит больше 200 килограммов. Зато такой махине все нипочем. В работе использую не только молотки и щипцы. Есть и токарные инструменты, поскольку нам тоже важна точность измерения.

Мечтаю о молоте, который, к сожалению, стоит как хорошая иномарка. Зато с его помощью можно будет приобрести не только машину, но и другие вещи.

Есть что-то завораживающее в том, как работает кузнец. Вот он разводит огонь, берет обычный прут, раскаляет его докрасна… Несколько ударов молотком, пару приемов с щипцами - и получается заготовка подковы. Потом следует быстрое охлаждение и еще пара манипуляций с инструментами, чтобы придать металлу окончательную форму и покрыть его красивым чернением. И вот сувенирная подкова готова. Повелители молота и наковальни работают сразу со всеми стихиями: нагнетают мехами воздух для поддержания пламени, плавят металл в огне, охлаждают его в воде, твердо стоят ногами на земле. Прибавьте к этому странные звуки, которые издает металл, дым и пар, отдаленность кузницы от жилых домов по соображениям безопасности - становится понятным, почему кузнецов раньше считали колдунами или что-то в этом роде.

Казалось бы, главные качества для мастера кузнечных дел - физическая сила и выносливость, ведь труд тяжелый. Но, как пояснил Степан, это не так. Важнее терпение, внимательность и ловкость. Лепестки кованой розы, например, сгорают в пламени за шесть секунд. Зазеваешься и останешься ни с чем. А еще требуется аккуратность - металл не любит ошибок.

- Доводилось работать с разными заказами, - продолжает он. - Например, ковал заборы, мебель, подвесы для люльки, различную сувенирную продукцию. Когда жил в Питере, участвовал в реставрации решеток Михайловского сада. Такие изделия берешь в руки с трепетом. Словно общаешься с мастерами из прошлого, сразу чувствуется связь поколений.

У кузницы вы можете увидеть лавочку с коваными элементами - это такая «приманка» для любознательных. Сейчас все больше людей видят разницу между штампованным изделием и кованным, ценят ручной труд. Это не может не радовать. Вообще, планы у нас далеко идущие. Задумок много. Например, создать артель «Зимовейскую», чтобы отразить историческое наследие и немного вернуться к истокам. Будем привлекать молодежь, покажем, что можно создать художественной ковкой. Вдруг откроем новые таланты. Обязательно придумаем что-нибудь интересное к этнографическому празднику «Троица». Поле для деятельности огромное, есть, где размахнуться. Главное, чтобы были сняты ограничения и в станицу потянулись люди.

Анастасия Ломаева

Фото автора

Листовка
1
4
3
5
6
7