Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66845 от 15 августа 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Казалось бы, ты знаешь о малой родине все: небольшой район в степи, южная граница Волгоградской области… Прославлен как родина казачьих бунтарей, важный пункт обороны в Сталинградской битве и кладезь полезных ископаемых. Что еще тут может быть увлекательного? Но история всегда преподносит потомкам интересные открытия. Взявшись за новую рубрику о происхождении названий котельниковских улиц, мы нашли для себя много нового. И, конечно, посчитали нужным поделиться информацией с вами, уважаемые читатели.


На доме № 22 по улице Гришина есть неприметная мемориальная доска: «Улица Гришина Б. С., героя Гражданской войны, организатора бронепоезда, построенного котельниковцами». Именно она стала ключом к увлекательному исследованию. Выяснилось, что улица является одной из старейших в городе, поскольку до 1924 года именовалась Степной-Канавной.

О том, что в годы Гражданской войны на нашей земле шли бои ожесточенные и политические не менее важные, чем в период Великой Отечественной, сейчас, к сожалению, знают не все жители района. А зря, ведь этот исторический период тоже дает нам поводы для гордости за своих земляков.

Нас очень заинтересовала личность Гришина, сумевшего организовать ни много ни мало целый бронепоезд. Причем в депо Котельниковской железнодорожной станции, в период, когда шла отчаянная борьба за власть, когда имелась нехватка не то что металла, даже продовольствия.

Борис Савельевич Гришин был мастером депо, как и многие другие железнодорожники, поддерживал советскую власть. В декабре 1917 года котельниковский военно-революционный комитет выдал постановление о создании боевых сил, способных вести эшелонную войну. В своей книге «Продовольственный плацдарм революции» наш земляк Г. .Г. Родин пишет: «Станция Котельниково, не будучи узловой, тем не менее являлась технологически господствующей станцией на Владикавказской железной дороге. Здесь железнодорожное и местные производства объединяли рабочий революционно зрелый коллектив числом более трех тысяч человек».

Для обеспечения безопасности южных подступов к Царицыну и бесперебойной поставки хлеба в столицу потребовалось создать отряды железнодорожного сопровождения, укрепленного бронепоездами. Родин отмечал, что на нашей станции существовал не только паровозный, но и бронированный парк. Котельниковские рабочие под руководством Б. С. Гришина и комиссара депо А. А. Бурханова оборудовали два боронепоезда, которые назвали «Борец» и «Воля». Мощные машины не раз участвовали в схватках с белогвардейцами и анархистами, патрулируя участок железной дороги Семичная - Абганерово. В сентябре 1918 года бронепоезд «Борец» был отогнан в Царицын. О дальнейшей его судьбе, как и о «Воле», нам не удалось узнать.

А что же с Борисом Савельевичем? Известно, что в 1924 году герой Гражданской войны умер от тяжелой болезни и был торжественно похоронен в братской могиле красноармейцев в привокзальном скверике. До войны захоронение венчал кирпичный памятник со скульптурной головой Карла Маркса. В 1945 году здесь поставили скромную пирамидку с надписью: «Вечная слава погибшим в боях смертью храбрых за власть Советов в период гражданской войны». А в 1970 году на привокзальной площади появился известный всем памятник работы котельниковского скульптора Н. Л. Петренко.

Вот такой занимательный экскурс в историю более чем вековой давности. В следующих выпусках рубрики мы продолжим рассказ о героях Гражданской войны, в честь которых были названы улицы Котельниково.

Анастасия Ломаева

Фото автора 

Листовка
1
4
3
5
6
7