Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66845 от 15 августа 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Есть известная поговорка: «Все новое - это хорошо забытое старое». Она справедлива для многих сфер жизни, в том числе и для образования.

Одной из тех, кто оценил всю силу, продуманность и важность советской системы обучения в нашем городе, является преподаватель Татьяна Михайловна ШЕХАНОВА.

- Как-то обратила внимание на учебники старшего ребенка, - рассказывает она. - Меня поразило, что темы в них зачастую не были связаны между собой, одна просто сменяла другую, приводя ребенка в ступор и мешая ему закреплять материал. Тогда я обратилась к другой системе, проверенной опытом многих поколений - учебникам прошлого столетия. Да, многие из них были изданы не один десяток лет, но сегодня не потеряли своей актуальности. Например, основы счета, методика обучения чтению, письму хорошо работает и сейчас.

В свое время советское образование считалось лучшим в мире. Это признанный факт, подкрепленный документально в разных странах. В 1957 году американский советолог Каунтс признавал, что рост советского могущества был бы невозможен без феноменального развития советского образования. Оно стало основой невероятного научно-технического прорыва СССР в тяжелые послевоенные годы. Тогда вся большая страна училась по единой системе, одним и тем же учебникам, а знаний, полученных в школе, хватало, чтобы поступить в любой, даже столичный вуз.

Сегодня, к сожалению, ситуация иная. Обычное дело - невнимательность, безграмотность и безынициативность школьников. Этим не удивить никого из родителей. Они часто жалуются, что ребенок пропадает в социальных сетях, много играет на смартфоне или компьютере, ему ничего не интересно, он не хочет учиться, не стремится познавать новое. Отчасти в этом есть вина учебных пособий, которые порой составлены так, что путают ребенка, пугают тем, что он не сможет справиться с задачей самостоятельно.

В чем главное отличие советской методики от современной? Это именно система, качественно составленная, глубокая, логичная. Одно вытекает из другого, формируется прочный фундамент знаний. Все идет как бы по ступеням, постепенно усложняя программу, давая время, чтобы усвоить ее. Могу привести аналогию с лестницей - если мы шагаем, наступая на каждую ступеньку, нам легко идти. А если перешагиваем через одну, уже чувствуем, как становится тяжело.

То же касается и чтения. Сколько деток сейчас имеет различные дефекты, огрехи! Они читают залпом, не акцентируя внимания на словах, знаках препинания, торопятся, оттого и не усваивается смысл прочитанного. Не работает зрительная память, появляется регресс в знаниях и навыках. О письме, вернее, почерке и грамотности, наверное, отдельно и говорить не надо, поскольку ситуация здесь такая же плачевная. Не могу не отметить, что вред наносят и модные сейчас среди молодых мамочек ментальная арифметика и скорочтение. Ребенок, в силу возраста, просто не понимает, что от него хотят, выполняя задания механически, как робот, не анализируя и не откладывая «на полочку» знания. А потом будут горькие плоды в виде проблем с чтением и письмом, неумения творчески мыслить, поскольку малыш натаскан на шаблон, алгоритм.

К слову, разница между советскими и российскими учебниками видна даже в оформлении, наполнении. Правила и теоретический материал оформлялись в советском учебнике четко и понятно. Все знали - в рамочку взяты правила, которые нужно запомнить, и найти их можно было за секунду. Нынешние же пособия настолько пестрят разноцветными картинками и сносками, что отыскать среди них нужную информацию порой задача не из легких. Да и как знают родители из собственного опыта, теперь записаны в учебниках не все правила или не в полном объеме.Материал советского учебника направлен на то, чтобы системно дать максимально полный объем информации по определенной теме. За основу брался постулат «книга - главный источник знаний». Говоря о новых стандартах, нужно помнить, что их основной лозунг - лучшее знание то, которое добыто самостоятельно. Трудно не согласиться. Но в современной системе координат ответственность будет лежать только на «добытчике».

Вместе с тем, обучение по советской методике вполне можно совместить с обычными уроками в школе. На занятиях мы проходим новую тему, дома дети закрепляют ее, а в школе уже лишь повторяют пройденное. Положительный опыт имеется: кроме того, что занимаюсь по данной системе со своим ребенком, учеником третьего класса, два года готовила детей к школе в ДШИ. Сейчас все эти малыши, а их 50 человек, успешно обучаются в школе и являются отличниками. Учиться им нравится, потому что они усвоили подход и все кажется легким и понятным. Кроме этого у меня есть группа учеников третьего класса (они обучались по советской программе два года), результат у них потрясающий, все отличники в школе, очень сильные ученики. Занятия проходят три раза в неделю по два урока, цена более чем доступная.

Набираю группу ребят первоклассников для четырехлетнего обучения по советской программе, а также группу на подготовку к школе. Начало занятий - сентябрь этого года, окончание - в феврале. Дети научатся отлично читать, писать, вычислять в пределах десяти.

Я не настаиваю на том, что родители должны взять идею советского образования на вооружение и записать ребенка на мои занятия. Вовсе нет. Можно довериться опытным педагогам в школах или, например, заниматься по системе самостоятельно. Если потребуется, могу дать ссылки на сайт где можно приобрести переизданные советские учебники. Например, на сайте www.stalins-bukvar.ru.

 Дошколята, начавшие подготовку по уважаемой мной методике, впоследствии чувствуют себя уверенными на уроках в школе, контрольные и прочие проверочные работы проходят без стресса. У них есть положительный опыт обучения, им нравится учиться в школе, получать все новые и новые знания.

Дополнительную информацию можно получить по телефону: 8-909-381-15-66.

Анастасия ЛОМАЕВА

Фото автора и Т. ШЕХАНОВОЙ

 

Листовка
1
4
3
5
6
7