Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66845 от 15 августа 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Голубое небо, золотая колосящаяся нива, блестящая на солнце, гудящая сельхозтехника… Догадались, где мы? Конечно же, в эпицентре летних событий - на уборке зерновых. К страде аграрии идут долгие месяцы, заботливо ухаживая за всходами. В день нашего визита в крестьянско-фермерское хозяйство Р. В. АНОПКО (20 июля) экватор по сбору урожая уже был успешно пересечен.


В тот день мы вспомнили, как с коллегой приезжали сюда в погожий сентябрьский день и наблюдали за процессом сева озимой пшеницы. К тому же, нам довелось и самим принять в этом участие, а именно проехать часть маршрута по полю в кабинете «кировца». Поэтому текущая уборка казалась для нас по-особенному значимой: хотелось поскорее посмотреть, во что превратились те аккуратно посеянные зернышки.

На базе нас приветливо встретили местные хвостатые обитатели, которые, несмотря на свой дружелюбный вид, все же навострили уши. Это и правильно, хозяйство нужно охранять! Пока глава КФХ Роман Васильевич вел деловой разговор с поставщиками сельхоззапчастей, мы насладились звонким пением птичек и даже нашли свитое ими гнездо. Признаемся, звуки природы зарядили нас прекрасным настроением.

Обсудив с освободившимся руководителем последние новости относительно развития аграрного сектора в стране, мы перешли к самой горячей теме этого лета.

- Все как в прошлом году: только вышли в поле, пошел дождь - как по заказу!- говорит Роман Васильевич. - Конечно, осадки во время уборки зерновых нежелательны, но их не избежать. К тому же, без них не будет будущих посевов.

Нашему урожаю присваивается четвертый-пятый класс по белку и другим показателям - подвел протеин. Честно говоря, в том году качество было лучше. Да и по урожайности, конечно, ожидали большего. Всегда удивляюсь, когда замечаю, что те поля, которые с осени считались одними из лучших, в итоге дают меньше зерна. Возможно, на показателе сказывается и местность с разными географическими особенностями: где-то ровная поверхность, где-то склон, в почве которого осадки могут просто не задерживаться.

Тем не менее, уборка идет полным ходом: комбайны молотят зерно, грузовики курсируют между полями и ангаром, перевозя собранную пшеницу. Совсем скоро подойдет время для реализации продукции, цена на которую огорчает сельхозтоваропроизводителей. Ведь вырастить хлеб - задача трудоемкая и при этом стратегически важная!

Кстати говоря, в хозяйстве все силы направлены на озимую зерновую культуру. Яровые в нашей климатической зоне подвержены неблагоприятным природным факторам - засухе и суховею. Исходя из многолетнего опыта работы в этой сфере, земледелец считает, что ко всему прочему ячмень все-таки уступает пшенице по урожайности.

- Наш выбор - мягкая озимая пшеница, - продолжает он. - Это ранний, районированный сорт «станичная», который зарекомендовал себя. Последний раз обновление семян у нас было лет шесть назад. Как известно, селекция не стоит на месте, предлагая большое разнообразие сортов. Хотелось бы попробовать что-то новое. Конечно, не сразу, а постепенно. В этом году для получения своего семенного материала хотим засеять площадь примерно в сто гектаров новыми семенами. Возможно, это будет «краса дона».

В хозяйстве традиционно выращивается и суданская трава. Как только подойдет время, техника выйдет в поля для ее скашивания, а специальный пресс-подборщик сформирует аккуратные тюки. Как и везде, сено, солома и зерно, в первую очередь, используются для расчета с пайщиками.

План обработки полей и посевов разрабатывает сам Р. В. Анопко, консультируясь с Котельниковской районной семенной станцией. Так, в этом году семена протравливали фунгицидами от плесени и такой коварной болезни как головня, а также инсектицидами, чтобы уберечь будущие растения от жужелицы. В планах - использование бороны-мотыги осенью, сразу после появления всходов. Она предназначена для удаления сорняков и рыхления почвы. Как говорит земледелец, благодаря укрепившейся корневой системе зерновой культуры, ей самой вреда не будет, а нежелательная растительность ликвидируется. О результатах такого эксперимента мы обязательно узнаем в следующем году.

- Конечно, в идеале нужно своевременно вносить удобрения, но это удовольствие не из дешевых, - сетует фермер. - Поэтому в этом году поля обрабатывали только от известного всем вредителя - клопа-черепашки. Результат на лицо - зерно целое!

В хозяйстве трудится не так много людей: помимо главы КФХ еще семь мужчин. Каждый из них знает свое дело и ответственно подходит к выполнению поставленных задач. Все они - опытные работники, не первый год трудящиеся бок о бок друг с другом. Это комбайнеры Александр Николаевич ВОРОНЧЕНКО, Дмитрий Владимирович СЕРДОБИНЦЕВ и Владимир Николаевич ВОРОНИН, водители Вячеслав Викторович ИЗМАЙЛОВ, Константин Анатольевич ФЕДОТОВ, Анатолий Юрьевич ЗЕЛЕНОВ, а также заведующий склада Александр Геннадьевич ПАНКРАТОВ.

Приехать в уборочную страду в крестьянско-фермерское хозяйство и не побывать на поле - это не про нас. Мы тут же пересели в автомобиль Романа Васильевича и отправились в путь, петляя между лесополосами и лугами. К тому же, еще раз убедились, что он знает эти дороги как свои пять пальцев. В машине успели обсудить плюсы и минусы технологии No-Till, при которой не используется традиционная вспашка, а стерня остается на поверхности поля.

- Сложно сказать, подходит ли нам такая методика или нет. К сожалению, у нас нет возможности выделять участки для экспериментов как в крупных агрохолдингах. Следовательно, лучше не рисковать, иначе можно запросто уйти в минус. В нашем случае, это недопустимо.

Подъезжая к полю, мы обратили внимание на достаточно высокий стебель. Оказывается, здесь тоже не все так просто. С одной стороны, чем ниже пшеница, тем больше микроэлементов идет на питание самого зерна. С другой - поступление влаги к колосу при засухе осуществляется как раз из длинного стебля. Все-таки агрономия - удивительная наука!

До кромки поля было далеко, поэтому наш автомобиль устремился навстречу приближающемуся красавцу-комбайну Vector, детищу Ростсельмаша. Ножи жатки как по маслу срезали стебли колосящейся пшеницы, оставляя после себя измельченные пожнивные остатки. Воздух в поле был невероятно разгоряченный, пахло только что собранным зерном с примесью соломы. Но еще и витал запах свежеиспеченного хлебушка. Возможно, наше воображение сразу нарисовало картинку уже готового продукта.

- Это моя двадцать пятая, или того больше, уборка, - сказал находящийся в этот день за рулем А. Н. Воронченко. - Трудился и водителем, и комбайнером. На этой технике работаю уже шестой год, с момента ее покупки. Наравне со всеми остальными ждал начала уборки. Мы к этому идем целый год, так сказать, хочется увидеть результат своих трудов. За машиной слежу, прислушиваюсь к каждому звуку. Технику нужно уметь слышать! В кабине есть и встроенный помощник, женским голосом оповещающий, к примеру, о наполненности бункера. Живу своей работой, даже и представить не могу себя в другой профессии.

Пожелав удачного дня, который скорее всего завершится только к закату солнца, мы отправились на соседнее поле, которое бороздил еще один сельскохозяйственный гигант Acros. Видя его вблизи, сразу чувствуется мощь и сила: у него и жатка шире, и бункер больше. Поздороваться с нами вышел В. Н. Воронин:

- Работаю здесь с момента основания хозяйства, с 1993 года. За рулем комбайна был не всегда, успел познакомиться и с тракторами, и разными грузовиками. Сейчас условия работы отличные: в кабине чисто, уютно, прохладно. У меня и ковры постелены, езжу босиком! Настроение прекрасное: чем быстрее уберем, тем быстрее пойдем отдыхать. Хотите прокатиться?

Наш ответ был очевиден: через пару секунд мы уже находились в кабинете. В это время опустилась жатка и начала плавно подминать под себя колосья. Так, метр за метром мы продвигались по хлебным волнам, оставляя на поле ровную стерню. Владимир Николаевич обратил наше внимание и на сепарацию зерна, которое мощным потоком перемещалась в бункер. Еще немного, и можно перегружать его в ожидающий поблизости ЗИЛ.

Поблагодарив за поездку и попрощавшись, мы отправились дальше, а Роман Васильевич продолжил:

- Комбайнер - профессия не из простых, нужно следить за машиной, уметь устранить неполадку в случае необходимости. В зависимости от урожайности водитель комбайна устанавливает скорость движения, от качества зерна (сорное, обмолоченное, колотое) - проводит дополнительные настройки. Но опыт приходит только в процессе работы. Я и сам стал молотить зерно сразу после армии. Несмотря на то, что у меня был некий опыт управления комбайном, который получил в функционирующей в то время при школе ученической бригаде, ни разу его не ремонтировал, не разбирал. Пришлось учиться по факту.

Впереди нас ждало паровое поле, которое управляя красным, мощным «кировцем» культивировал А. Ю. Зеленов:

- Рыхлим на глубину пять-шесть сантиметров, убираем сорники, прикатываем. Еще минимум две культивации и наступит пора осеннего сева.

Здесь, на только что вспаханном поле, пахло совсем иначе - здесь пахло природой, которая совсем скоро породит новые всходы. Роман Васильевич тут же вспомнил стих Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»:

- Рыхлой землею, полем и лугом пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Подводя итог, скажем, что, несмотря на все трудности, команда Р. В. Анопко нацелена на результат, всегда бодра и полна сил. В фермерском хозяйстве без позитивного настроя никак, только в этом случае без преувеличения кропотливый труд принесет свои плоды, в нашем случае, урожай зерновых.

Евгения СТОЛЯРОВА

Фото автора

Листовка
1
4
3
5
6
7