Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66845 от 15 августа 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Ровно 79 лет назад завершилось одно из ключевых сражений Великой Отечественной и Второй мировой войн - Курская битва или Битва на Курской дуге. Она считается крупнейшим танковым сражением в истории человечества - в ней были задействованы свыше двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолетов. Битва продолжалась 50 дней и проложила путь к великим наступательным действиям Красной Армии 1944-45 годов.

Среди тех, кто внес свой вклад в достижении победы, были и котельниковцы. Сейчас трудно назвать конкретную цифру участников. Полистав архивы газеты и обратившись в историко-краеведческий музей, мы узнали, что в их число вошли участник Парада Победы связист Леонид Гаврилович КОНЦЕВОЙ, танкист Валентин Григорьевич ЛИПОВ, радистка Анна Петровна КУЗЬМИЧЕВА, связист Николай Ананьевич НЕБЫКОВ, связистка Ольга Никитична ОРДИНА, зенитчица Таисия Марковна ТЕКУЧЕВА и многие, многие другие.

Вот несколько отрывков из воспоминаний ветеранов, которым довелось воевать в сражениях на Курской дуге.

«Ефтей Григорьевич ПЛЕТНЕВ прошел войну без ранений. О таких говорят: родился в рубашке. Но сам он признается, что смерти просил и не раз - очень, очень тяжело было постоянно находиться в неимоверном напряжении. В это легко поверить, ведь того пути, что прошел Ефтей Григорьевич, хватило бы на двоих-троих фронтовиков. Чего стоит одна только Прохоровка, легендарное сражение под железнодорожной станцией, в котором сошлись свыше 800 танков и самоходных орудий! Молодым бойцам поставили задачу при подходе танков переместиться с третьего эшелона обороны на первую линию огня. За участие в боях Плетнев удостоился медали «За отвагу».

Михаил Федорович ПОПОВ принял боевое крещение как раз в Курской битве и получил свою первую награду - медаль «За отвагу»:

«- Дело было так, - вспоминает фронтовик. - Мы, разведчики, во время контрнаступлений выполняли роль штабных связистов. Я был на месте, передавал сведения и вдруг узнал, что наши части пошли на прорыв, а нейтральная полоса заминирована. Поскольку все выполнялось быстро, саперы успели обезвредить только узкий проход. Первая же подвода с пушками, двинувшаяся по этой полосе, напоролась на мину. Я знал, где проходит безопасная дорога, вызвался провести колонну. Обошлось без потерь. Об этом узнали в штабе и наградили медалью. Конечно, мне было приятно, хотя не ради награды я так поступил…

О следующем храбром поступке Михаила Федоровича уже напишут в газете. В ходе разведки боем отделение вышло на вражеские окопы. Немцы тут же повыскакивали из них, бросили оружие наземь, подняли руки вверх, направились к советским солдатам. Подумав, что это уловка, Попов бросил в них гранату, а затем, захватил одного «фрица» в плен. В тот же день отважного разведчика отметили орденом Славы IIIстепени и присвоили очередное звание старшины».

Анна Петровна КУЗЬМИЧЕВА вдекабре 1941 года ушла на фронт. Станция Муртазово - там обучалась на радистку. Потом - Курская дуга. Воевала в летной части, боевой путь закончила 18 августа 1945 года в Литве. «284-я авиационная дивизия ночных бомбардировщиков» - с нескрываемой гордостью назвала она место своей службы в годы Великой Отечественной войны.

Филипп Спиридонович ДИДЕНКО:

«Когда началась война, мне было восемнадцать. Уже работал на заводе «Баррикады». Я был свидетелем первых бомбардировок Сталинграда. Даже сейчас отчетливо помню, как горел город, как клубился черный дым, как взрывались бомбы и мины. Это было очень страшно… Кстати, вы знаете, чем связаны между собой Волгоград и Курск? Они не только два города, сражения за которые переломили ход войны. Есть у них общая памятная дата, правда, с разницей ровно в год. Двадцать третьего августа 1942 года произошла первая бомбежка Сталинграда, а в этот же день, но в 1943 году, завершилась битва на Курской дуге. И я был очевидцем этих исторических событий…

Как и многие сверстники, Филипп Диденко рвался на фронт, бить врага. Когда в сентябре 1942 года повестка пришла в очередной раз, его отпустили с работы, а затем зачислили в Красную Армию. Окончившего подготовительные курсы бойца занесли в Резерв Главного Командования. Молодой пехотинец получил назначение в один из полков 309-й стрелковой дивизии 40-й армии, задействованной на Степном фронте. В середине июля 1943 года, будучи командиром стрелкового взвода, Филипп Спиридонович оказался на фронте.

- Во время Великой Отечественной войны каждый из родов войск имел свое прозвище, - продолжает он. - Авиаторы были «сталинскими соколами», артиллеристы - «богами войны», ну а нас, пехотинцев, называли «царями полей». Это звучало гордо, но на деле обозначало лишь то, что к матушке-земле мы находились действительно ближе остальных. Ползком ходили в разведку, прятались в окопах и складках местности во время обстрелов, спали прямо на голой земле, подложив под голову свернутую шинель или руку. Но эта близость порой спасала нам жизнь. Опытные бойцы чувствовали дрожь земли и уже каким-то шестым чувством угадывали, куда упадет следующая мина. Подобный случай произошел и со мной. Мы с товарищами были на привале, когда внезапно чуть поодаль от нас просвистел снаряд. Через мгновение следующий ударил немного позади. Я понял, что это пристрелка вражеской артиллерии, и крикнул своим - «Быстро в укрытие!». Мы едва унесли ноги. А обернувшись, увидели, что там, где совсем недавно сидели, зияла огромная черная воронка и клубился сизый дым.

К сожалению, в следующем бою Филипп Спиридонович не успел так мгновенно отреагировать. Как вспоминает ветеран, он даже не понял, отчего вдруг всю правую часть тела внезапно охватило огнем. Как выяснилось уже в госпитале, это было серьезное множественное осколочное ранение. Особенно пострадали нога и рука. Правая кисть надолго утратила подвижность. Младшему лейтенанту Диденко было всего девятнадцать лет…».

«Мария Ивановна ПАВЛЕНКО прожила долгую жизнь. И все годы она щедро дарила людям тепло своей души, а в войну в прямом смысле слова спасала жизни бойцам. Многих вынесла она с поля боя на своих хрупких девичьих плечах. Бесстрашно проникала в самое пекло, зачастую ползком, чтобы оказать помощь раненому…

Война перечеркнула все ее мечты. В 1941 году она оканчивала четвертый курс Ленинского педагогического техникума. Когда в первые дни на фронте погиб ее отец, в сердце девушки поселилось неведомое ранее чувство - чувство мести. В тайне от матери она записалась добровольцем. А было ей в ту пору всего восемнадцать… Служила Машенька в эвакогоспитале, постоянно находилась рядом с передовой.

- Говорят, что человек привыкает ко всему, - говорит Мария Ивановна. - А я вот не согласна. Все всегда было жутко и страшно, всегда мучительно переживала смерть подруг и других людей. Не дай бог увидеть такое… Мне довелось участвовать в Сталинградской битве, от начала и до конца. Это был ад кромешный! Спали мы тогда урывками, не успевали подбирать раненых. Зато когда битва окончилась, ох и плясали мы! Баянист у нас был свой, танцевали прямо в кузове полуторки… Обнимали и друг друга, и незнакомых людей.

После Сталинграда была Курская дуга. За мужество и отвагу, проявленные здесь, она была удостоена ордена Славы».

Наш корр.

 

 

Листовка
1
4
3
5
6
7