Мы уже писали, какие приятные перемены происходят в местном кинотеатре. Сначала открытие кинозала «Премьера», благодаря которому жители района имеют возможность смотреть все новинки кино на большом экране. Теперь грандиозный ремонт, закупка нового оборудования, преображение фасада! Опять-таки случайность, но в наши руки именно накануне этого события попала рукопись нашей землячки Тамары Ильиничны ТИЩУК, в которой она описывает работу и состояние кинотеатра в послевоенное время.
«… Хочу вспомнить о тех далеких годах, когда после войны пришли работать в кино еще совсем молодые 16-17-летние мальчишки. Их уже, в основном, и нет в живых. Это ДУЛИМОВ А.А., ВЗОРОВ А.Н., ПАВЛЕНКО Н.К., СПИЦИН В.П., ЛАЗЮК В.К., ЧИРСКОВ И.Я. и другие. Будучи киномеханиками кинопередвижки они приняли все невзгоды тех лет: не было одежды, обуви, машин в отделе. Им приходилось добираться от одного хутора к другому на попутном транспорте (на быках). С собой же брали аппаратуру, движок (в то время света в хуторах еще не было), банки с фильмами. Отработав в одном колхозе, просили председателя, чтобы он дал подводу отвезти в другой хутор, и так по кольцу, пока не объездят все населенные пункты. Даже не забывали про Край Балку (за х. Даргановым), хотя там было всего с десяток дворов. Бывало и такое: если верблюд заупрямится подниматься наверх из балки, то киномеханики впрягались вместе с ним и тащили телегу. В хутор приезжали все зеленые … от верблюжьих слюней!
Несмотря на непогоду, фильм обязательно демонстрировался в селе. Народ терпеливо ждал, если кинопередвижка запаздывала с приездом, но чаще ожидали, когда колхозники освободятся от работы и домашних дел. Люди охотно ходили в кино. Помещения были полны, хоть и фильм показывали по частям с перерывом на зарядку.
В городе в то время кино смотрели в помещении базы на улице Родина, так как кинотеатр им. Шверника был поврежден во время войны от бомбежки. В 1949 году его отремонтировали, и все вернулось на свое место. Директором тогда был БЫСТРОВ Степан Гаврилович - замечательный, душевный человек. Он чутко и внимательно относился к своим людям: где нужно похвалит, а где и разгон даст; тут же расспросит, как могло так случиться. Раз в месяц с киномеханиками и мотористами проводил планерку, когда они съезжались в отдел, чтобы обменяться кинофильмами, пополнить билеты и сделать отчеты.
В начале 50-х годов появилась машина «полуторка», чтобы развозить фильмы. Но и она не успевала завозить аппаратуру в каждый хутор. В 1956-1957 годах в отдел культуры стали приходить новые кадры. В основном, девчата - Т.Р. МИШУРЕНКО, К.И. ХАРИТОНОВА и я, Т.И. ТИЩУК. Хотя мы и трудились в кинотеатре, но нас также посылали в хутора проводить целевые (т.е. за счет колхоза) киносеансы: тогда действовали планы валового сбора. Несмотря на то, что свет в хуторах был уже проведен, и функционировали свои электростанции, движок был неотъемлемой частью нашей работы: вдруг что, он под рукой!
Работали мы на довоенных кинопроекторах СКП-26. В конце 1958 года в кинотеатр поставили новенькие КПТ-1, работающие от вольтовой дуги на углях. Чуть засмотришься на сюжет фильма, дуга потухла и на экране темно. За это получали «нагоняй»!
До 1959 года кинотеатр оставался с печным отоплением. В зале по углам (где экран) стояли две голландские печки. За два часа до сеанса они уже не горели, было очень холодно. Но в 1960 году сделали местную кочегарку в подвале и стали отапливать зал, а после подсоединились к центральной кочегарке. К слову, о креслах. Они были с жестким сидением.
В 1960-х годах на культуру стали больше обращать внимания. Область выделяла для кинопередвижек машины, мотоциклы. Кинотеатр был отремонтирован: подняли пол с возвышенностью, чтобы зрители не мешали друг другу смотреть кино; улучшилась звуковая акустика; появились новые широкоформатные кинопроекторы с ксеноновыми лампами. Директором в то время был А.И ИОНОВ.
Работали и летние киноплощадки в железнодорожном и в городском парках. Один киномеханик трудился на месте, второй брал часть фильма и бегом отправлялся на летнюю киноплощадку, чтобы кинопоказ нигде не прервался.
А какие были у нас художники: ЛАЗЮК В.К. (он позже стал директором Дома культуры), БЫКАДОРОВ И.М., ЗАВГОРОДНЕВ Н.И.. Как они рисовали афиши, залюбуешься: красочные, красиво оформленные, высотой около двух метров. Мы вырезали кадр из сюжета кинофильма, они его немного увеличивали и срисовывали с него рекламную афишу. Никто не проходил мимо такой красоты!
В день проходило семь сеансов, фильм шел по 2- 3 дня: с 9 часов утра и до 12 часов ночи. Из-за большого наплыва зрителей два окошка кассы работали в две смены. Чтобы взять билет в кино на ходовой киносеанс, зрители лезли «по головам». Чтобы разделить потоки, даже сделали перегородку от одной кассы к другой, но перила не выдерживали, и счастливец, выходя с билетом, оставался без пуговиц.
Перед началом сеанса шел киножурнал, после которого опоздавшие зрители заходили в зал. В зале демонстрировали документально-научные фильмы, их смотрели с удовольствием. После окончания в фойе кинотеатра проходили танцы.
Понимаю, что у молодежи нашего времени не было того, что есть у нынешней. Сейчас молодежь более развита, у каждого есть телефоны и другие гаджеты… Но наша молодость для нас казалась самой счастливой, самым лучшим временем в жизни. Хотя у нас в то время, по-сути, ничего и не было…»
Евгения СТОЛЯРОВА