Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66845 от 15 августа 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

- сказал житель г. Котельниково С.М. КРЫЛОВ, осмысливая свой интересный и насыщенный жизненный путь.

Сегодня наш земляк отмечает свой 90-й день рождения. Мы не могли упустить такую возможность и накануне этой замечательной юбилейной даты отправились к нему в гости. 

Семен Михайлович встретил нас подготовленным - с иголочки одетым, да еще и с написанной от руки автобиографией. Кстати, почерку юбиляра можно только позавидовать - не каждый человек в более молодом возрасте вправе похвастаться такими аккуратно выведенными строчками! Вместе мы преодолели первые минуты волнения и перешли к непринужденной дружеской беседе. А помогла нам в этом трехцветная кошечка Мурка, которая то и дело перепрыгивала от нас к хозяину, будто сопровождая процесс общения.

Родился именинник в далеком 1934 году, как он говорит, «за бугром» - в х. Шебалине Заветинского района Ростовской области. Но в то время это был Ремонтненский район Азово-Черноморского края. Когда маленькому Семену было чуть больше шести лет, его родной хутор оккупировали фашисты.

- Немцев я видел только издалека, - говорит он. - Но слышал вот что. Рядом с хутором был залив; во время розлива вода из него доходила до самых дворов, поэтому там любили плавать деревенские гуси. Однажды днем к этому месту подъехали несколько немецких мотоциклов с колясками, солдаты достали автоматы и как начали «шмалять» по птицам. Так они добывали себе пищу на обед…

А вот с румынами довелось встретиться лицом к лицу. Мой папа Михаил Павлович не уехал на фронт, так как еще в детстве получил серьезную травму ноги. До войны он трудился на противочумной станции бухгалтером, и даже когда его коллектив эвакуировался со всеми вещами и документами в Заволжье, остался на рабочем месте. Как-то запрягли мы с ним в телегу двух лошадей и поехали на один из участков станции в хутор Крылов (что в семи километрах на восток от х. Шебалина) забирать имущество, - следить-то за ним там было некому. На обратном пути, выезжая из балки на крутой бугор, увидели румын, тянущих за собой орудия. Они тут же стали на своем языке расспрашивать, что за вещи мы везем. Отец еле-еле объяснил им, что это все принадлежит не нам, а государству. Оккупанты нас все-таки отпустили, но заменили одну нашу добрую лошадь на свою - изможденную и больную. Лошаденку-то потом папа поднял на ноги, но вот в итоге все пять лошадей, которые содержались на станции, одна за другой пропали, и последняя откормленная в том числе!

У нас в землянке жил румынский офицер. Нашу семью, в которой в то время было четыре человека (родители да я с сестренкой и братишкой), от него отделяла одна лишь печка... (Прим. авт. - в 45-м в семье Крыловых случилось пополнение - родился еще один сынишка; а вот дочка, появившаяся на свет в голодном 47-м, была слабенькой и не выжила...). Румыны нас не обижали, только лишь корову нашу вывели из котух (помещения для содержания скотины и птицы) во двор, а на ее место поставили своих лошадей. Но, уходя из хутора, животинку вернули назад…

После победы под Сталинградом в 1943-м стала потихоньку налаживаться жизнь на освобожденных территориях. Отца односельчане уважали, поэтому его назначили секретарем сельского совета для восстановления советской власти в хуторе. А я пошел в первый класс Шебалиновской семилетней школы. После ее окончания в 1951 году даже думал идти работать! Мне, несовершеннолетнему пареньку, который был председателем школьного комсомола, предложили должность заведующего избой-читальней - любимым местом детворы и молодежи, где можно было и книгу взять, и в партейку по шахматам или шашкам сыграть. Но тут началась уборка, меня взяли на комбайн штурвальным. После окончания уборки отец сказал: «Надо ехать учиться!».

Так я и оказался в г. Котельниково. Встал на квартиру к одной женщине, проживающей на ул. Беловицкого, и стал ходить в 8-й класс средней школы № 2. В то время она располагалась в двухэтажном здании (сегодня это колледж бизнеса) и с трудом вмещала в себя четыре (!) восьмых класса. Первый год мы даже учились в третью смену, и наши занятия начинались после пяти вечера.

В октябре 1954 года Семен Михайлович, которому тогда исполнилось 20 лет, был призван в ряды Советской Армии. Кстати, ровно за год до этого юношей со средним образованием на службу не призывали: стране нужны были рабочие руки для восстановления после войны. А в Котельниково были и СПТУ, и ЖУ (железнодорожное училище функционировало в нынешней пятой школе). Службу С.М. Крылов проходил на Дальнем Востоке, где в течение трех лет охранял важный стратегический объект - теплоэлектростанцию. После демобилизации вернулся в Котельниково и поступил разнорабочим в Котельниковское паровозное депо.

- Кроме железной дороги да еще молокозавода, принимавшего от колхозов молоко и выпускавшего свою продукцию (даже мороженое!), кирпичного завода, и пищевого комбината, производившего неплохое печенье и пряники, работы тут не было, - продолжает мужчина. - В депо мы грузили детали разных паровозов на низкие двухколесные тележки и перевозили в мойку, а потом в цеха. Прошел год, я получил новое назначение - стал слесарем-разметчиком 7-го разряда. От меня стала зависеть дальнейшая жизнь паровоза. К моей работе никогда не было нареканий!

С октября 1960 года начался новый этап в жизни 26-летнего Семена. Еще в армии он закончил дивизионную партийную школу, на этом основании был переведен в Котельниковский райком КПСС на должность пропагандиста (в наше время его обязанности выполняют члены избирательной комиссии). Еще двумя годами позже после укрупнения района (объединения Котельниковского и Октябрьского районов) стал работать на заводе сельхозмашиностроения слесарем, а потом и мастером в инструментальном цехе.

В апреле 1965 года Семен Михайлович вернулся в райком КПСС (а размещался он тогда в здании современной Детской школы искусств), где трудился сначала инструктором, через несколько лет - заведующим отделом. Трудовая книжка Крылова полна записей о его служебных переводах. Так, довелось ему работать председателем районного комитета народного контроля, главным инженером по охране труда и технике безопасности в районном комитете по сельскому хозяйству, председателем районного Совета народных депутатов, а после реформы местного самоуправления и упразднения райсовета - заместителем главы администрации Котельниковского района (тогда им был Николай Петрович КРИВКО).

Перед самым выходом на заслуженный отдых в июле 1994 года Семен Михайлович был переведен на должность заместителя директора по коммерции Котельниковской нефтебазы, где проработал еще четыре года, будучи уже пенсионером.

Занимая разные должности, он продолжал учиться: в 1966 году окончил Волгоградский механический техникум по специальности «Обработка металлов резанием» с присвоением квалификации «техника-технолога»; а в 1973 году получил высшее образование, пройдя заочное обучение в высшей партийной школе при ЦК КПСС.

С.М. Крылов был не только грамотным руководителем, умеющим распределить задачи между подчиненными, поддержать их моральный дух и сформировать рабочую атмосферу в коллективе, но и заботливым семьянином. В 1960 году он женился на жительнице г. Котельниково Анне Николаевне.

- Как только мы вышли из ЗАГСа, тут же сфотографировались - смотрите какие мы счастливые здесь! - сказал юбиляр, показывая фото. - Кстати, моя супруга знала меня еще задолго до нашей встречи. Как-то на Святки она вместе с подругами гадала на суженого. И не поверите, ей приснился я! И вот в один из вечеров мы с друзьями ждали вечерний киносеанс, а до него танцевали в фойе кинотеатра. Тут-то и познакомились! Аня мне позже призналась, что увидев меня, про себя проговорила: «Вот он - моя судьба!». Конечно же, в тот вечер пошел девушку провожать и влюбился!

Вскоре молодые поженились, у них родились двое сыновей-погодок. Старший Виктор сейчас трудится начальником Котельниковского Центра занятости населения, младший Федор работает в службе охраны на Приволжской железной дороге. Дети, в свою очередь, подарили им замечательных внуков и правнуков!

- День рождения Анечки приходился на 8 марта, а мой на 9 ноября, - вспоминает Семен Михайлович. - Всегда любил пошутить по этому поводу и сказать своим маленьким детям: «Слушайтесь маму, она у нас старшая!». А они все никак не могли понять, почему так, если мы родились с ней в один год.

Крыловы прожили душа в душу почти полвека! Отметить золотую свадьбу, к сожалению, им не дала болезнь Анны Николаевны.

В завершении беседы мы спросили именинника, чем он занимался на пенсии. Наш собеседник не задумываясь ответил, что проводил время с семьей, а после небольшой паузы добавил: «Я все время вспоминаю слова брата, который жил в многоквартирном двухэтажном доме. Тогда он много сил вкладывал в содержание дачи. И на мое предложение оставить это дело, он сказал: «Тебе легко говорить, у тебя свой дом есть, а в своем дворе всегда работы полно!». Вот этим я и занимался все эти годы: огородом, хозяйством, ремонтом, закрутками (особенно в то время, когда за смородиной ездили в лесопосадку!). Всегда дело себе находил…

Мы еще долго вместе листали фотоальбом, Семен Михайлович вспоминал интересные истории, называл имена сослуживцев, коллег, родных. «Такова была моя жизнь...» - сказал нам на прощание он.

Уважаемый Семен Михайлович, коллектив редакции газеты «Искра» от чистого сердца поздравляет вас с юбилейным днем рождения! Желаем вам бодрости духа, крепкого здоровья, душевного благополучия и счастливого долголетия!

Евгения СТОЛЯРОВА

Фото автора и из личного архива семьи Крыловых

 

Листовка
1
4
3
5
6
7