Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66845 от 15 августа 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Но не простой, а сценический. В середине июля 1874 года русский электротехник Александр Лодыгин запатентовал лампу накаливания. Со временем это изобретение перестало быть просто источником искусственного света. Оно, например, дало старт такой профессии, как светооператор.


Это творческое направление развивалось с помощью экспериментов. Люди пробовали сочетать свет и тень, накладывали цвета и так создавали различные спецэффекты.

Будь то сцена театра или киносъемочная площадка, работа световиков практически всегда остается за кадром. Об их существовании мы порой даже не догадываемся. А они творят настоящую магию: именно их усилиями выделяется важное и стирается второстепенное, эмоции зрителей направляются в нужное русло...О тонкостях работы мастеров, создающих поистине сказочную атмосферу на сцене, мы поговорили со светооператором Центра досуга и кино Василием БУКИНЫМ.

- Главная задача - обеспечить представление красивыми световыми эффектами, - говорит он. - Нужно позаботиться и о гармоничном художественном сочетании сюжета, сценического действия и светового сопровождения. .Большую роль здесь играет оборудование. Поэтому профессия прежде всего требует хороших знаний световой теории, принципов освещения, устройства световых приборов и пультов управления. Не обойтись без навыков программирования разных по сложности световых картин: нужно правильно скомбинировать последовательность действий, скорость движения и задать их аппаратуре.

Звучит сложно, но всему этому можно научиться самостоятельно, было бы желание. Я, например, по образованию экономист. Но без малого 10 лет назад решил уйти в более творческое направление. Поначалу было непросто: приходилось учиться быстро, а информации не хватало, да и совета не у кого спросить. Выручал интернет - там можно найти и живые примеры с чьих-то выступлений, и литературу, зачастую на иностранном языке.

Основной рабочий инструмент - световой пульт. Управляя им, включаешь различные приборы: споты (создает лучи или подсветку красивой формы), блиндеры (или флеш-панель, создающая яркую вспышку с последующим постепенным затуханием), стробоскопы (они воспроизводят рисунки или повторяющиеся яркие световые импульсы). Сочетая различную последовательность, можно создать практически что угодно.

Несколько лет назад в ЦДиК приобрели новую технику. Работать стало проще и интереснее. Стало больше возможностей для создания спецэффектов. Обычно сам решаю, как построить световую картину, но прислушиваюсь и к пожеланиям артистов.

Стоит отметить, что светооператор трудится не только в дни концертов или праздничных мероприятий. Рутину составляет подготовка сценического освещения, репетиции представления вместе с артистами. И, конечно же, составление партитуры. Как и в музыке, световая партитура - это полная информация по мероприятию, схема, как и какое оборудование участвует в работе, куда и как долго оно направлено. Все должно быть записано, чтобы свет или спецэффект поменялся четко в нужный момент. Рабочее место световика - в конце зрительного зала, на уровне выше сцены. С такой позиции лучше видно глубину зала, перспективу. Василий также легко занимает место за звукорежиссерским пультом.

- В моей работе нравится возможность постоянного роста, - продолжает он. - Технологии не стоят на месте, всегда найдешь что-то новое. Можно дать волю фантазии, выразить себя. Мне бы хотелось посмотреть, как организовывается работа светооператоров на больших площадках во время массовых мероприятий. Это наверняка очень интересно.

В поездках всегда отмечаю, как строится освещение в других учреждениях культуры. Могу сказать, что ЦДиК точно ни в чем не уступает коллегам из других районов. Но, как говорят, совершенству нет предела, будем работать и расти дальше.

Анастасия ЛОМАЕВА

Фото автора

Листовка
1
4
3
5
6
7