Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66845 от 15 августа 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

В современном обществе самолеты стали одним из главных видов транспортных средств. Ежедневно взмывая в небо, воздушные суда выполняют множество задач, будь то пассажиро- или грузоперевозки, сельскохозяйственные работы или охрана государственных границ.

Безопасность в небе превыше всего. Удачный полет - заслуга не только пилота самолета, но и слаженной работы людей на земле. Большая ответственность за перелеты возложена на авиадиспетчеров - специалистов, ведущих каждое воздушное судно по маршруту следования и контролирующих движение в небе. Для придания важности их работе, в 1961 году в Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. В день создания организации - 20 октября - они отмечают свой профессиональный праздник.

Авиадиспетчеры работают не только в аэропортах. Представители этой профессии трудятся также и на авиационных базах, следя за безопасностью во время передвижения в воздухе будущих летчиков. О непростых рабочих буднях «дирижеров неба» мы поговорили с начальником диспетчерского пункта Котельниковской учебной авиабазы М.В. Сердиновым.

- Структура и функциональные обязанности диспетчеров военной авиации несколько отличаются от авиации гражданской, - говорит Максим Васильевич. - При упоминании этой профессии у людей чаще всего возникает ассоциация со специалистом, сидящим перед монитором и отслеживающим перелеты самолетов из точки «А» в точку «Б» в своем секторе. Пульсирующие огоньки, разноцветные стрелочки, пунктирные линии - нечто завораживающее и непонятное для простых обывателей. Наша же работа несколько иная. Гражданские диспетчеры работают линейно, по схеме воздушных трасс и расписанию. Они отвечают за коридор, в котором пролетает пять-десять самолетов одновременно. В нашей сфере ответственности десять пилотажных зон, интервал движения в которых составляет полторы минуты. Понятно, что в таких условиях один диспетчер за всеми не уследит. Поэтому контроль за взлетом, посадкой осуществляет руководитель полетов.

Обязанности авиадиспетчеров военной авиации многочисленны и разнообразны. Они должны быть в курсе всех событий, связанных с использованием воздушного пространства. Своевременно подать заявку на полеты, запросить разрешение на взлет или метеоразведку у зонального центра, договориться о запасном аэродроме с другими полками, вести отчетность о проводимых полетах как в бумажном виде, так и в устной форме - лишь малая часть их ежедневной рутины. 

Зона ответственности котельниковских диспетчеров находится в радиусе 60 км от центра аэродрома и включает в себя воздушное пространство на территории Октябрьского района, Ростовской области и Республики Калмыкия. Она разделена на десять частей, разграниченных по высоте и ширине, чтобы не создавать опасности сближения пролетающим самолетам. В авиации такие части-интервалы называются эшелоном и измеряются в сотнях футов.

При выполнении полетов авиадиспетчер с предельным вниманием следит за воздушным пространством на своем участке. Его задача - не допустить в это время пролетов других самолетов. Инциденты очень редко, но случаются - в основном по вине малой авиации, занятой на обработке сельскохозяйственных угодий. Такие воздушные суда работают на небольшой высоте и не всегда согласуют полеты с зональным центром. Порой они пересекают посадочный курс, словно не осознавая, что могут тем самым создать опасную ситуацию. Наказание для нарушителей серьезное - от крупного штрафа для владельца самолета до лишения пилота лицензии на использование воздушного пространства.

- Условия труда, конечно, непростые, - продолжает начальник ДП. - Большая нагрузка, ответственность, шумность. Хотя, если говорить о шуме, то наши учебно-тренировочные самолеты - всего лишь «пылесосы» по сравнению, например, с истребителями «Су-35» или «МиГ-29».

Авиадиспетчеры - важное звено в общей цепи. Диспетчерский пункт состоит из четырех специалистов: непосредственно начальника ДП и трех старших диспетчеров. Все сотрудники опытные, со стажем от двух до двенадцати лет. Обучение специфике профессии происходит непосредственно на базе. Здесь принято делиться накопленными знаниями и приходить на выручку своим коллегам. Такую традицию заложили предшественники-ветераны, о которых в ДП неизменно отзываются тепло и уважительно. Это бывшие авиационные диспетчеры В.П. Ильченко, А.П. Растегаев, Н.И. Попов, С.П. Иващенко, А.А. Полеев, С.Н. Медведев, С.И. Кузнецов, С.В. Хрусталев, В.В. Хрусталев, В.Н. Болдырев, В.П. Брус, В.Н. Хитров, Б.К. Доставалов, А.А. Подобедов, В.П. Степанов.

 На ввод в должность авиадиспетчера обычно дается три месяца. За это время будущему специалисту необходимо выучить всю регламентирующую летную работу документацию, аэродромную сеть, метеоминимумы своего и запасных аэродромов, особенности разных видов самолетов… Информации много. На каждый случай - своя инструкция, и знать их нужно «на зубок». Это пригодится в какой-либо чрезвычайной ситуации. Диспетчер не имеет права на промедление. Он должен вовремя распознать сигналы бедствия, подаваемые самолетом, всячески содействовать его посадке на аэродром или вызвать поисково-спасательный отряд. Поэтому, кроме знаний, важны еще и такие особенности характера, как внимательность и стрессоустойчивость. Однажды во время боевого дежурства Максиму Васильевичу довелось испытать себя на прочность, помогая молодому летчику приземлиться в сложных погодных условиях. Из-за резко опустившегося тумана пилот должен был отправиться на запасной аэродром, но командование решило вернуть самолет в родную гавань. Благодаря общим усилиям посадка прошла успешно. Как с улыбкой отмечает Сердинов, только бумажной работы из-за особенностей этого полета было в несколько раз больше обычного.

- Пользуясь случаем, хочу поздравить с профессиональным праздником своих коллег: и тех, кто еще в строю, и тех, кто уже на заслуженном отдыхе, - говорит Максим Васильевич. - Желаю крепкого здоровья, безоблачного счастья и удачи во всех начинаниях. Никогда не сбивайтесь с выбранного курса и пусть ваша жизненная дорога будет ровной!

Листовка
1
4
3
5
6
7