Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66845 от 15 августа 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Ровно 60 лет исполнится 29 сентября со дня трагической аварии на производственном объединении «Маяк». В 16.22 по местному времени из-за выхода из строя системы охлаждения произошел взрыв одной из емкостей с ядерными отходами. Это была первая в СССР чрезвычайная ситуация техногенного характера.

В результате взрыва в атмосферу было выброшено около 20 млн. кюри радиоактивных веществ. Часть их была поднята взрывом на высоту 1-2 км и образовала облако, состоящее из жидких и твердых аэрозолей. В зоне радиационного загрязнения оказались нескольких предприятий комбината «Маяк», военный городок, пожарная часть, колония заключенных и территория площадью 23 тыс. кв. км с населением в 270 тыс. человек.

Для ликвидации последствий аварии на промышленных площадках химкомбината потребовался специальный призыв военнослужащих. Молодые парни со всех уголков нашей необъятной Родины, рискуя собой, приступили к спасательной операции. Среди них было более 5 тыс. срочников из Волгоградской области, в том числе более 30 из Котельниковского района. Спустя 60 лет в регионе осталось лишь 156 ликвидаторов-«маяковцев». С одним из них - В.И. Бойко нам удалось пообщаться лично.

С порога своего дома Василий Иванович сразу же произвел впечатление активного, общительного и улыбчивого человека. В дальнейшем это ощущение только усиливалось. Несмотря на пролетевшие годы, он до сих пор четко помнит все, что связано с ликвидацией аварии.

- Родился я на Кубани в 1935 году, - уверенно начинает свой рассказ наш герой. - Окончил только восемь классов школы, так как с матерью мы жили вдвоем, а обучение с восьмого класса тогда было платным. Дождавшись своего восемнадцатилетия, поехал учиться в Котельниково. Получил здесь профессию слесаря по ремонту паровозов. После устроился на работу в паровозное депо, в сборочном цехе которого проходил практику во время обучения. В декабре 1957 года меня призвали в армию.

С этого момента повествования выражение лица Василия Ивановича меняется - становится серьезным и даже несколько суровым.

- Изначально нам сказали, что будем служить на юге, в Краснодарском крае, - продолжает он. - На самом деле со сборов в Волгограде прямиком отправили в Сибирь. Затем в Челябинскую область, город Аргаяш. Там мы прошли курс молодого бойца. За короткие три месяца овладели профессией каменщика и начали строить медгородок.

Казалось, ничто не предвещало беды, но неожиданно, 26 апреля 1958 года, рядового Бойко и еще сотню солдат под покровом ночи в режиме строжайшей секретности куда-то увозят. Так военнослужащий оказался в городе Челябинск-40, в полку, сформированном недалеко от производственного объединения «Маяк». В закрытой зоне завода по переработке урановой руды в плутоний для изготовления атомных бомб прошла дальнейшая служба Василия Ивановича.

- Дозиметрические приборы тогда были слабые, - рассказывает ликвидатор. - Нам выдавали кассеты, которые мы носили в грудных карманах. После двух часов работ на местах с высоким уровнем радиации сдавали их дозиметристам, они определяли дозу «схваченной» радиации. Как только набиралось 300 рентген, нас «списывали». Естественно, с воинской части мы никуда не уходили. Служили там, где излучение было гораздо меньшим.

Со слов очевидцев, Бойко знает, что для того, чтобы демобилизоваться раньше срока, солдатам предлагали выносить тела погибших с непосредственного места взрыва. Не осознавая всей опасности, многие соглашались.

- Василий Иванович, насколько такие поступки были оправданны?

- Сейчас, конечно, всем известно, что парни подвергали себя огромному риску. Но кто тогда об этом думал? Как только нас привезли в Челябинск-40, нам строго-настрого запретили есть ягоды и грибы, ловить рыбу. Но уже через год эти запреты мы постоянно нарушали, глупыми были…

Демобилизовавшись в 1960 году В.И. Бойко, как и все участники «операции», дал подписку о неразглашении государственной тайны на протяжении двадцати лет. По мнению ликвидатора, отдельные чиновники думали, что за это время все «маяковцы» умрут, тогда как сами солдаты и не подозревали, что им «отмерен» такой короткий срок.

Вопреки всему, жизнь Василия Ивановича сложилась как нельзя лучше. После армии он устроился в училище механизации и на разных должностях проработал там 22 года. До самой пенсии трудился на заводе «Сельмаш».

С супругой, ставшей его женой еще до армии, наш герой счастлив и по сей день.

С глубокой грустью Бойко вспоминает случаи, когда свои права ему в буквальном смысле приходилось отстаивать. Ни для кого не секрет, что долгие годы, сравнивая заслуги «маяковцев» и чернобыльцев, предпочтение отдавали последним.

- Обидно, конечно, - признается наш земляк. - Ведь мы почти на 30 лет раньше их «схватили» радиацию. Эти катастрофы практически одинаковы. Просто данные об аварии на химкомбинате «Маяк» тщательно скрывались.

Мы желаем всем ликвидаторам аварии на производственном объединении «Маяк» здоровья и долгих лет жизни, чтобы они назло судьбе перешагнули 100-летний рубеж.

 

Листовка
1
4
3
5
6
7