Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66845 от 15 августа 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Контрольно-счетная палата Волгоградской области завершила плановую проверку Нового экспериментального театра – государственного учреждения, подведомственного региональному комитету культуры. Ее материалы будут переданы в правоохранительные органы, предварительно эксперты нашли в них признаки преступлений сразу по двум статьям Уголовного кодекса. Обозреватель "Волгоградской правды" Юлия Гречухина много раз писала рецензии на спектакли самого неоднозначного волгоградского театра, но впервые пытается разобраться в его финансовом закулисье. 

Скандал в НЭТе начался, конечно, не вчера. О широкой жизни артистов этого театра судачили и в голодные 90-е, и в сытые "нулевые", но всю подноготную нам сообщили только вчера аудиторы КСП. Все началось с того, что ведущие актеры Нового оспорили в суде снятие с них весьма солидных (сотни тысяч рублей!) надбавок к базовым окладам. В нынешний кризис таким бонусам могут позавидовать даже управленцы в частных компаниях, а тут – бюджетники.

Когда эти цифры были обнародованы в публичном пространстве, по Интернету прошел шквал возмущенных комментариев. Зарплаты среднестатистических сотрудников музеев, театров и библиотек даже отдаленно не напоминают те суммы, что полагались к выплате звездам НЭТа. Поэтому в других театрах региона с сарказмом восприняли сетования коллег из НЭТа о том, как трудно им теперь жить с ипотекой на 50 тыс. рублей вместо былых 150 тыс.

Во время судебного разбирательства учредитель в лице комитета культуры настаивал, что размер надбавок творческих работников театра не должен превышать 250% от уровня оклада. А у артистов, обратившихся с судебными исками, эти выплаты превышали базовую ставку почти в пять раз. Чиновники подчеркивали, что, снимая надбавки, действуют законно, ведь средства налогоплательщиков должны расходоваться по нормативам.

В ответ звезды НЭТа указывали на аншлаги и толпы своих поклонников – мол, администрация НЭТа действует по справедливости, поощряя рублем актеров-любимцев публики. Впрочем, нашлись и те, кто критически относится к таким аргументам. Это не только аудиторы КСП (в Бюджетном кодексе все равны, в роддомах и школах тоже бывают свои аншлаги), но и зрители, которые осуждают репертуарную политику спектакля, построенную в значительной мере на развлекательных коммерческих комедиях.

Казалось, кульминация случилась на прошлой неделе, когда многие журналисты, блогеры и театральные деятели собрались на экстренную пресс-конференцию, чтобы заслушать сольное выступление художественного руководителя НЭТа, народного артиста России Отара Джангишерашвили. В интернет-рассылках говорилось, что речь идет "об угрозе ликвидации театра", который почти 30 лет радует волгоградцев.

Одновременно в прессу просочились данные о нарушениях, которые выявили аудиторы КСП в административно-хозяйственной деятельности театра. На пресс-конференции директор театра Отар Джангишерашвили долго рассказывал о величии НЭТа и своем личном таланте, но не смог убедительно опровергнуть информацию о многочисленных нарушениях в финансах, назвав их "слухами" и "галиматьей".

Буквально через несколько дней на коллегии КСП региона стали известны официальные результаты плановой проверки работы государственного бюджетного учреждения "Новый экспериментальный театр". Позиция экспертов палаты жесткая: аншлаги не дают право государственному театру самостоятельно распоряжаться заработанными деньгами. Главное, что не устроило проверяющих – вольности в расходовании бюджетных средств и доходов от платных услуг.

Сравнивая аргументы сотрудников НЭТа и КСП, мы видим совершенно разные подходы: у первых вольное, по-актерски широкое обращение с деньгами, которое совершенно не укладывается в бюджетные нормативы и строгое финансовое мышление аудиторов. Не чтут руководители театра Бюджетный кодекс! Поэтому эксперты всерьез говорят о статьях кодекса Уголовного.

Так, в учреждении практикуется бесплатная раздача билетов общественным организациям (может в этом секрет аншлагов?). Аудиторы говорят – нарушение, артисты парируют – нет, социальная благотворительная миссия! Однако, не получив доходы от продажи билетов, руководство театра завышало размер бюджетных субсидии на выполнение госзадания – зал-то по факту был полный. Просто финансовая пирамида какая-то!

Согласно анализу аудиторов, в театре искусственно завышался и фонд оплаты труда: утверждено штатное расписание на 317 человек при нормативе 195, причем по факту трудятся 170 человек. "Мертвые души" помогли создать резерв в 13 млн рублей и выплачивать работникам те самые стимулирующие надбавки, которые значительно превышали действующие нормы.

Много претензий вызвали и госзакупки. Руководство театра почему-то не проявляло в них творческого разнообразия, предпочитая заключать контракты с единственным поставщиком. Есть и разночтения в терминах – работы по одному договору стоимостью 2,3 млн рублей назвали "капитальным ремонтом", хотя  речь шла о текущем ремонте – замене небольшой части паркета и несущих частей механизма сцены. Можно, конечно, сказать "а я так вижу!", но фактически речь идет о нецелевом расходовании бюджетных средств.

Некоторые нарушения были настолько творческими, что аудиторы признались – такого в своей практике они еще не встречали. Например, одному из артистов за бюджетный счет отремонтировали квартиру, а личный авторский гонорар худрука на постановку только одного спектакля составил... 4,5 млн рублей!

– Культура – это особая сфера, но творческого подхода к исполнению законодательства здесь быть не должно, – прокомментировал результаты проверки председатель КСП Волгоградской области Игорь Дьяченко. – В адрес учредителя театра мы направляем постановление, в котором указываем на необходимость пересмотра порядка доведения госзадания и финансового плана не только для этого театра, но и для всех подведомственных учреждений. Окончательную точку в этих спорах должны поставить соответствующие органы. Для завершающего экспертного этапа мы направляем материалы проверки Нового экспериментального театра в прокуратуру, УФАС и трудовую инспекцию.


Заместитель губернатора Волгоградской области – председатель комитета культуры Волгоградской области Владимир Попков сообщил, что если озвученные нарушения будут подтверждены "соответствующими органами", комитет примет меры независимо от должностей и статуса лиц, которые работают в НЭТе. "Неприкасаемых у нас нет ни в комитете культуры, ни в учреждениях", – заявил Попков.

Некоторые специалисты считают, что речь может идти о возбуждении уголовного дела.

– Нарушения, о которых говорит КСП, содержат признаки двух преступлений: злоупотребление должностным положением и мошенничество в особо крупном размере, – считает Александр Сенцов, кандидат юридических наук заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин ВФ РАНХиГС. – Но пока говорить об этом рано, поскольку такие вещи всегда перепроверяются. Я думаю, что материалы проверки КСП станут предметом рассмотрения сотрудников правоохранительных органов и по ее итогам будут сделаны выводы.

Член Общественной палаты Волгоградской области Андрей Куприков иронизирует – вот и у актеров НЭТа случился экономический кризис.                       

– У всех он наступил давно, но они, видимо, считают, что актеры выше всего остального общества. Я хотел бы напомнить господам актерам и комедиантам, какова у нас средняя зарплата по стране и в Волгоградской области в частности. Не уверен, что труд актера тяжелее труда каменщика или рабочего. Тем более, не видно особых успехов нашего замечательного театра, не слышал я о какой-нибудь постановке, которая прогремела бы на всю страну. Такое впечатление, что у нас не искусство служит народу, а народ должен служить искусству, выплачивая актерам такие зарплаты. Однако ноги надо протягивать по длине одеяла. Я бы посоветовал умерить аппетиты и внимательно посмотреть на обстановку в стране и на то, как живут обычные люди.

Юлия Гречухина

Источник – vpravda.ru

Листовка
1
4
3
5
6
7