Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66845 от 15 августа 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

В современном обществе самолеты стали одним из главных видов транспортных средств. Ежедневно взмывая в небо, воздушные суда выполняют множество задач, будь то пассажиро- или грузоперевозки, сельскохозяйственные работы или охрана государственных границ.

Безопасность в небе превыше всего. Удачный полет - заслуга не только пилота самолета, но и слаженной работы людей на земле. Большая ответственность за перелеты возложена на авиадиспетчеров - специалистов, ведущих каждое воздушное судно по маршруту следования и контролирующих движение в небе. Для придания важности их работе, в 1961 году в Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. В день создания организации - 20 октября - они отмечают свой профессиональный праздник.

Авиадиспетчеры работают не только в аэропортах. Представители этой профессии трудятся также и на авиационных базах, следя за безопасностью во время передвижения в воздухе будущих летчиков. О непростых рабочих буднях «дирижеров неба» мы поговорили с начальником диспетчерского пункта Котельниковской учебной авиабазы М.В. Сердиновым.

- Структура и функциональные обязанности диспетчеров военной авиации несколько отличаются от авиации гражданской, - говорит Максим Васильевич. - При упоминании этой профессии у людей чаще всего возникает ассоциация со специалистом, сидящим перед монитором и отслеживающим перелеты самолетов из точки «А» в точку «Б» в своем секторе. Пульсирующие огоньки, разноцветные стрелочки, пунктирные линии - нечто завораживающее и непонятное для простых обывателей. Наша же работа несколько иная. Гражданские диспетчеры работают линейно, по схеме воздушных трасс и расписанию. Они отвечают за коридор, в котором пролетает пять-десять самолетов одновременно. В нашей сфере ответственности десять пилотажных зон, интервал движения в которых составляет полторы минуты. Понятно, что в таких условиях один диспетчер за всеми не уследит. Поэтому контроль за взлетом, посадкой осуществляет руководитель полетов.

Обязанности авиадиспетчеров военной авиации многочисленны и разнообразны. Они должны быть в курсе всех событий, связанных с использованием воздушного пространства. Своевременно подать заявку на полеты, запросить разрешение на взлет или метеоразведку у зонального центра, договориться о запасном аэродроме с другими полками, вести отчетность о проводимых полетах как в бумажном виде, так и в устной форме - лишь малая часть их ежедневной рутины. 

Зона ответственности котельниковских диспетчеров находится в радиусе 60 км от центра аэродрома и включает в себя воздушное пространство на территории Октябрьского района, Ростовской области и Республики Калмыкия. Она разделена на десять частей, разграниченных по высоте и ширине, чтобы не создавать опасности сближения пролетающим самолетам. В авиации такие части-интервалы называются эшелоном и измеряются в сотнях футов.

При выполнении полетов авиадиспетчер с предельным вниманием следит за воздушным пространством на своем участке. Его задача - не допустить в это время пролетов других самолетов. Инциденты очень редко, но случаются - в основном по вине малой авиации, занятой на обработке сельскохозяйственных угодий. Такие воздушные суда работают на небольшой высоте и не всегда согласуют полеты с зональным центром. Порой они пересекаю